Режим работы магазина:
ПН - ПТ: с 10:00 до 18:00

Аюрведа - искусство жизни

Современная Цивилизация или древняя Мудрость предков?

Согласно современным представлениям о мире, мы живем в объективной, существующей независимо от нас вселенной, которую можно исследовать путем объективного наблюдения; только воспринимаемое физическими органами чувств является реальным; целое можно познать на основе изучения его частей; причина всегда порождает то же самое следствие; и, наконец, сознание является лишь функцией тела. Первые ученые, которые на основании своих наблюдений и рассуждений сделали такие выводы, по всей вероятности, были убеждены в их справедливости. Но одновременно они заключили, что эти положения являются непреложной истиной, не подлежащей никаким пересмотрам, и с тех пор мы пожинаем плоды этого.

Начиная с самых ранних научных изысканий, внимание ученых было сосредоточено на исследовании механизмов здоровья и болезни. Они открывали причину за причиной и следствие за следствием. Сегодня наша наука, вооруженная теорией патогенеза, с триумфом одержала победу над большей частью эпидемических и эндемических инфекционных заболеваний, которые веками терзали человечество. Во всяком случае, так кажется при поверхностном взгляде. Анализ же фактов показывает, что инфекционные заболевания удалось взять под контроль не столько благодаря вмешательству медицины, сколько благодаря экономическому развитию, которое улуч-шило питание и условия жизни людей. Повышение культурного уровня привело к повышению уровня личной гигиены и снижению рождаемости. И хотя современная наука все еще считает, что ни история, ни культура, ни сама человеческая личность не имеют к медицине отношения, полагая, что человеческий организм — это не более чем сложная машина, на самом же деле улучшением среднего уровня здоровья мы больше обязаны современной цивилизации в целом, нежели отдельным научно-техническим достижениям.

Те из нас, кто пользуется преимуществами жизни в условиях современной цивилизации, одновременно испытывают на себе и ее недостатки: загрязнение воздуха, воды и продуктов питания химикатами и радиацией, загрязнение ума шумом и избыточной информацией, загрязнение человеческого образа жизни техникой, узкой специализацией и давлением быстрого ритма жизни, загрязнение эмоций чувством одиночества, отчужденностью и разрушением семей. Все это наносит физические и психические травмы, которые становятся причиной заболеваний. Последние не позволяют нам в полной мере насладиться теми самыми «благами высоких технологий», которые, как нам пытаются внушить, и делают жизнь стоящей того, чтобы жить; благами, которые мы добровольно согласились принять в обмен на отказ от благ другого рода, доступных примитивным народам.

В отдаленных уголках земли, куда цивилизация еще не проникла, люди живут долгой и здоровой жизнью. Долгожители, которым перевалило за сто, объясняют свое долголетие самыми разнообразными причинами: добротной пищей, тяжелым трудом и даже бренди с сигарами. В одном из районов Китая, где живут десятки людей в возрасте более ста лет, панацеей считается целебное вино, в рецепт которого входят местные ящерицы. Однако более вероятно, что источником долголетия тех, кому посчастливилось жить в этих местах, является нектар из чистой воды, чистого воздуха и чистой пищи, а также чувства удовлетворенности от очевидных и прямых результатов собственного труда и той поддержки и радости, которую приносят им семья и друзья.

Цивилизация — это сравнительно молодое явление человеческой истории, и по мере того как сообщества людей принимают все более усложненную форму, мы все дальше удаляемся от той среды обитания, которая нас взрастила. Существует мнение, что из-за того, что люди лишь сравнительно недавно приобщились к совместной жизни в условиях большого скопления себе подобных, у нас еще не успело выработаться инстинктивной способности адаптироваться к тем искусственным условиям, которые мы сами для себя создали. Животные развиваются по мере развития их среды обитания, а мы, люди, позволили технологическим новшествам уйти далеко вперед, значительно опережая нашу способность интегрировать их в свою жизнь. Скопление населения в малых и крупных городах раньше вызывало эпидемии инфекционных заболеваний, а сегодня вызывает эпидемии сердечных заболеваний, рака и других бедствий современности, сдержать которые мы пока не в силах.
Большинство научных исследований, посвященных заболеваниям, которым подвержены «нормальные» человеческие популяции, игнорируют тот факт, что современные условия жизни являются чем угодно, только не «нормой». Стрессы, ко-торые каждый из нас испытывает на себе ежедневно, накапливаются, вызывая болезни. Атак как мы не в состоянии полностью приспосабливаться к нашей искусственной среде обитания, единственный вид здоровья, на какой мы рассчитываем, — это лишь большее или меньшее смягчение вреда, наносимого этой средой.

Проблемы, с которыми мы сталкиваемся, — это результат не столько физических факторов как таковых, сколько нашей неспо¬собности совладать с ними, а так же неспособность нашей ведущей философской системы дать направление нашей культуре. Вот уже много лет, как мы пытаемся использовать научные знания, чтобы подчинить себе среду обитания, вместо того чтобы стараться осуществить гармоничный союз с этой средой (как это делают почти все примитивные цивилизации). И происходит так потому, что научный взгляд на мир стал нашей религией, ученые — ее жрецами, а университеты и институты — ее монастырями. А потом они интерпретируют эту Реальность во благо непосвященных масс. Даже, несмотря на то, что классические постулаты физики и химии, когда-то положившие начало развитию научной медицины, были напрочь сметены работами Эйнштейна и его современников, медицинское сообщество упорно продолжает хранить непоколебимую верность взглядам Ньютона и Декарта. Оно отказывается признать тот факт, что объективность, допустимая по отношению к миру макрокосма, немедленно теряется, как только мы вступаем в мир микрокосма, где сознание и материя тесно переплетены и находятся в непрерывном взаимодействии. Принцип неопределенности Вернера Гейзенберга сделал субъективность полноправным гостем во дворце науки, показав, что законы природы отражают не поведение элементарных частиц как таковых, а наши знания об этих частицах; иными словами, мы не можем разделить наблюдателя, наблюдаемое и процесс наблюдения.

Еще одна из идей, которая оказывает самое непосредственное влияние на состояние нашего мира сегодня, — это идея прогресса. Концепция линейного прогресса — вера в то, что старое должно сменяться новым и что новое всегда лучше старого, — сформировалась только в последние два столетия. Крайние формы ее проявления включают такие тоталитарные догмы, как коммунизм, но даже в своих более мягких воплощениях эта идея нередко оказывалась пагубной. Десятки лет «просвещенные» ученые верили в то, что грудное вскармливание не дает младенцу ничего сверх того, что может предоставить искусственное детское питание. Сегодня мы уже знаем, насколько ошибочным было такое убеждение, но за истекшее время миллионы детей оказались лишены того естественного иммунитета, который они могли бы получить с материнским молоком, того чувства защищенности, которое обретается, когда малыш плотно прижимается к материнской груди, и той ниточки глубинной связи между матерью и ребенком, которая является существенным фактором для сохранения целостности общества. Ни одно из приведенных выше наблюдений ни в коей мере не отрицает той реальной и ощутимой пользы, которую принесла современная медицина миллионам людей по всему земному шару. Однако существование негативного влияния некоторых ее идей, вроде упомянутых выше, указывает на необходимость перемен в медицине. И хотя эти новые медицинские концепции претендуют на роль альтернативных парадигм и действительно послужили источником некоторых глубоких прозрений, они, тем не менее, не отваживаются пересмотреть основные постулаты современной науки, согласно которым заболевание и его причины определяются исключительно в терминах биологии.

По-настоящему новый подход должен был бы объединить психическую и физическую стороны проблемы в одно целое. До тех пор пока не будет преодолено фундаментальное заблуждение, что причина заболевания, характер патологии и лечение ограничиваются рамками только физического плана, развитие новой парадигмы в медицине невозможно. Нам нужен принципиально иной подход к пониманию жизни и здоровья — такой, который сумел бы открыть нам пути движения вперед. Один из таких подходов предлагает «Аюрведа», древняя медицинская система Индии. Аюрведическая парадигма показывает, каким образом осуществляется взаимодействие тела, сознания и духа, и как можно спрогнозировать, сбалансировать или качественно изменить характер этого взаимодействия, чтобы каждый из нас мог на-слаждаться достойной и гармоничной жизнью. Аюрведа уже внесла свой вклад в современную медицину в виде лекарственного препарата резерпина и целой новой отрасли—пластической хирургии. И многие ученые, для которых эта система представляет интерес не только с исторической или антропологической точки зрения, рассматривают аюрведу как потенциальный источник новых терапевтических методов. Однако самые драгоценные сокровища аюрведы — ее концепции здоровья и заболевания, удивительно созвучные подходам, проповедуемым современными передовыми мыслителями.

И хотя современные исследователи аюрведы вынуждены довольствоваться лишь малыми крупицами, дошедшими до нас от классической системы аюрведы, она все же сохранилась — потому что остается живой традицией, практикуемой живыми людьми. Сегодня нередко можно услышать нападки врачей на аюрведу: почему, если аюрведа такая замечательная медицинская система, Индия славится таким большим количеством нищих и больных? Ответ прост: в тех областях Индии, для которых характерно такое положение вещей, сегодня уже почти невозможно найти компетентных аюрведических врачей. И, уж конечно, можно задать этим врачам тот же вопрос: если современная медицина — такая замечательная система, то почему в современных индустриальных и постиндустриальных сообществах так много больных людей?

Не просто донести мудрость аюрведы так, чтобы она органично вылилась в полноценную, завершенную и доступную для восприятия картину, — задача не из легких. Подобно тем слепцам, которые описывали отдельные части слона, так и не сумев воспринять его целиком, каждый, кто пытается ощупью найти дорогу в этом древнем медицинском знании, всегда рискует принять часть за целое. Единственный выход состоит в том, чтобы заручиться помощью надежного проводника.

 
Комментарии
Пока нет комментариев
Написать комментарий
14 + ? = 19